Авторский блог Никиты Мартина

Позднее Ctrl + ↑

Как стать Взрослым, ч.2

Как уже говорилось в первой части, эго-состояние Взрослого находится в здесь и сейчас, в то время как эго-состояния Родителя и Ребенка живут в прошлом.

Диаграмма показывает, как люди избегают состояния “здесь и сейчас”.

Человек чувствует себя плохо то сожалея о прошлом, то отвлекаясь на темы текущих новостей. Он вычеркивает себя из реальности, представляя возможное будущее. Такие чувства считаются невротическими, они не имеют отношения к настоящему. Формируется социальная тревожность.

Один из способов укрепить Взрослого — практиковать пребывание в настоящем времени. Чем больше человек привыкает к настоящему, чем чаще он это делает, тем более привычным становится чувство.

Можно начать вести “Дневник Настоящего”. Человек носит с собой блокнот и занимается повседневными делами. Он может чувствовать себя плохо (злиться, бояться, впадать в депрессию, отчаиваться, испытывать стыд и т. д.), потому что реагирует на что-то в настоящем. Это здоровые чувства Свободного Ребенка.
Каждый раз, когда человек чувствует себя плохо в течение дня, он проверяет, находится ли он в настоящем или вышел из “здесь и сейчас” во времени или месте. Затем записывает наблюдение в дневник. После нескольких дней или недели такой работы можно выявить закономерности.

Признание

Когда человек понимает, что вышел из настоящего, он практикует возвращение в реальность и состояние Взрослого. Делается это одним из двух способов:

Признание фактов.
Человек просто продолжает делать то, что делает, и переносит это в сознание.

“Я сижу в своем черном кресле на работе. Сейчас 13:33, на обед у меня был рис с курицей. Я листаю ленту новостей и вижу всплывающую рекламу средств для похудения. Мой коллега Женя сидит за соседним столом и как раз покупает таблетки для похудения. Я пишу отчет для моего руководителя, в отчете видны нестыковки…”

Человек просто переходит в состояние Взрослого, то есть наблюдает за тем, что находится в текущем окружении, подмечает детали. Некоторым наблюдение дается легко, и они могут так жить в течение длительных периодов времени. Другим будет сложнее поддерживать такое состояние. Они будут часто соскальзывать в иное время или место, возвращаться в какое-то привычное чувство и выпадать из реальности. Ещё раз: чем больше человек находится во Взрослом, тем более привычным становится это состояние. Реальность укрепляется.

Признание чувств.
В приведенном выше примере от человека требовалось находиться только во Взрослом, а Детское состояние игнорировалось. Здесь упражнение заключается в том, чтобы учиться распознавать свои сложные чувства.

“Наблюдаю и записываю в дневник текущее состояние тела с точки зрения ощущений, болезненности, температуры и т. д., начиная с пальцев ног и заканчивая головой”.

“Что заставляет меня чувствовать себя грустным, счастливым, испуганным, сексуальным, злым?”

«Смотрю на таблицу чувств и определяю, что чувствую сейчас, что чувствовал/а за последнюю неделю и в ответ на что».

Требуется сначала войти в свое Детское состояние, а затем понаблюдать за ним из Взрослого состояния. Перенести эти наблюдения в сознание и записать в дневник.

Тем, у кого слабо развит Взрослый упражнение сперва покажется трудным. Однако умение одновременно думать (Взрослый) и чувствовать (Ребенок) — крутой навык, которому важно научиться. Это один из ключевых факторов крепкого Взрослого.
Упражнение на признание состояний Ребенка (2) можно использовать только после того, как человек показал, что может успешно признавать факты Взрослого (1).

Практика осознанности и понимания своих эмоций помогает человеку дольше оставаться в реальности. Это способствует более здоровому психологическому состоянию и снижению тревожности.
https://t.me/nikitamartinauthor

Как стать Взрослым, ч.1

Чтобы жить долго, хорошо и, желательно, счастливо, человек развивает в себе Взрослое состояние.

Быть Взрослым значит быть настоящим, наблюдать настоящее время. Эго-состояние Взрослого находится в здесь и сейчас, в то время как эго-состояния Родителя и Ребенка живут в прошлом.

Чтобы развить в себе Взрослого, т. е. вырастить состояние четкого понимания окружающей действительности, нужно “протереть линзу восприятия”. Для этого стоит разобрать пару базовых механизмов психики.

Детство

Дети подражают своим родителям. Если родители демонстрируют дефекты Взрослого, дети будут в той или иной степени их повторять.

Если у матери или отца есть собственные проблемы с властью, они будут настраивать ребенка на определенный лад в зависимости от силы своего убеждения. Если мать считает, что женщины должны зависеть от мужчин, она даст дочери установку «не думай». У девочки пострадает развитие функций коры головного мозга.

Отец может быть не уверен в себе и начнет соперничать с сыном. Отец может испугаться того, что сын станет более успешным, чем он сам. Поэтому он бессознательно или вполне осознанно будет подавать отпрыску сигналы «не думай».

Чтобы лучше отследить детские установки, стоит задать себе вопросы: «давали ли мне родители положительные поглаживания за адекватное мышление и решение проблем? Давали отрицательные поглаживания за мышление или не давали вообще?»

Когда я, будучи ребенком, показывал/а матери и отцу свой дневник, как реагировали родители? Как они относились к пятеркам и двойкам?

Насколько высоко родители ценили образование? Было ли важно, чтобы их дети получили хорошее образование и достигли как можно большего, или образование высмеивалось и просто игнорировалось?

Некоторые родители в своем стиле воспитания принижают маленького человека и выплескивают на него свой гнев. Высмеивают внешность ребенка, его спортивные достижения. Акцентируют внимание на неудачах в социальных навыках, музыкальных способностях. Принижают стремление к учебе или мышлению.

Некоторые родители прямо говорят ребенку, что он глупый или идиот. Мальчика, который пытается починить свой велосипед, отец просто отталкивает в сторону. Кричит “ты слишком туп, чтобы отремонтировать такую простую вещь!” и делает всё самостоятельно.

Гиперопека

Очевидный способ задержать в человеке развитие Взрослого — гиперопека. Мать (или отец) не позволяет ребенку развиваться из-за симбиоза, который был сформирован в раннем возрасте. Новорожденный вынужден “использовать” родителей для удовлетворения своих потребностей до тех пор, пока не разовьется сам. В дальнейшем мать или отец привыкают к этому и не позволяют малышу раскачать собственные Родительское и Взрослое состояния. Делается это так:

  1. Ограничивается социальный мир ребенка. Не позволяют заводить друзей и контакты вне семьи. Могут не пускать в школу, потому что дитя часто “болеет”. У ребенка развивается школьная фобия (отказывается идти в школу). Мать тем временем счастлива, ведь теперь она не одна живет в своем страхе.
  1. Чрезмерный контакт. Постоянное общение матери с ребенком, длительный уход за ним, чрезмерные ласки. Долгое кормление грудью, сон с матерью в течение длительного времени после младенчества. Подчеркивание особой связи или отношений между ребенком и родителем. Любовь к родителю романтизируется, что приводит к развитию Эдипова комплекса и комплекса Электры.
  1. Инфантилизация. Родитель обращается с ребенком так, будто тот не вырос и всё ещё в пелёнках. Человека кормят, одевают, купают и моют. Мать одевает 13-летнего сына или наказывает его, укладывая спать после обеда.
  1. Лишний контроль. Чрезмерная опека или чрезмерное потакание ребенку со стороны матери. В более позднем возрасте родители используют деньги для контроля над подростком.

Все это заставляет человека оставаться ребенком и не развивать компетентное Взрослое состояние. Если он не может думать самостоятельно, приходится продолжать полагаться на мать, чтобы та думала за него.

Человек со слабым Взрослым состоянием становится легкой мишенью для обмана и манипуляций. Он опасен на проезжей части, ему тяжело даётся соблюдение правил дорожного движения. В семейных отношениях он слаб и эмоционален, порой истеричен. Вместо объективного решения проблем и планирования времени выбирает деструктивные способы избегания — пьет и курит, устраивает скандалы. Плохо контролирует финансы, не понимает кредитную систему. Критикует власть/страну/систему/людей вместо осознания собственных тупиков мышления.

О том, как развить в себе Взрослого, читайте во второй части статьи.

Уровни стресса

Первый уровень:
Встать с постели. Посмотреть в зеркало. Поздороваться с членом семьи.
Поесть. Ждать автобус. Проверить соц. сети на телефоне. Стоять в очереди за кофе.

Второй или третий уровень:
Вести автомобиль. Забыть ключи дома. Выполнять рутинные задачи на работе. Конфликтовать с коллегами. Готовиться к небольшому выступлению или презентации. Участвовать в соревнованиях или экзамене средней важности. Сходить в магазин.

Четвертый или пятый уровень:
Диалог с авторитетным лицом. Получить отрицательную обратную связь на работе. Переехать в другой город. Потерять работу. Разорвать длительные отношения. Крупные финансовые трудности. Участвовать в судебном разбирательстве.

Шестой или седьмой уровень:
Серьезное заболевание у себя или близкого. Смерть близкого друга. Развод. Потерять дом в результате пожара или наводнения. Угрозы физической безопасности.

Восьмой или девятый уровень:
Смерть близкого члена семьи. Пережить серьезную аварию или катастрофу. Стать свидетелем насилия или участвовать в боевых действиях. Жить в зоне боевых действий.

Десятый уровень:
Пытки. Длительное нахождение в заложниках. Прямое участие в военных действиях с угрозой жизни. Потеря всех близких людей одновременно.

https://t.me/nikitamartinauthor

Почему психология “не работает”

Когда в компании речь заходит о психологии, мы с друзьями порой задаемся вопросом: а существует ли настоящее “лекарство” от эмоциональных и поведенческих проблем? Такое, чтобы сходил на терапию и получил исключительно положительный результат, причем с пожизненной гарантией.

В психологии термин “лечение” вводит в заблуждение. Эмоциональные проблемы сложны, они коренятся в прошлом опыте и привычном поведении. Ожидать полного возвращения к идеальному состоянию без проблем наивно, ведь это недостижимый идеал. В ловушку “восстановления своих прав по рождению” легко попадает как клиент, так и сам психолог. Оба в итоге разочаровываются.

Часто люди ищут именно такой формат — красную таблетку от всего и сразу. И не получая желаемого, говорят, что терапия не работает. В интернете легко найти как удачные, так и плачевные истории о походах к психологу. На деле терапия учит адекватно реагировать на стресс и постепенно менять поведение. Эти цели обсуждаются при заключении первичного контракта, требовать чего-то большего от себя и терапевта бессмысленно.

Ключевые идеи статьи:

Шкала решений-запретов: измеряет, где человек находится между ограничивающим (запрет) и адаптивным (разрешение) поведением.
Уровни стресса: различные уровни стресса могут вызывать различные степени поведенческих реакций.
Поведенческие реакции: То, как человек реагирует на стресс в зависимости от его положения на шкале решений.
Новое решение: терапевтический процесс, в ходе которого люди принимают новые, более здоровые модели поведения и установки.

Разрешить или запретить

из-ле-чи́ть

  • сделать здоровым; вылечить.
  • избавить, освободить от чего-либо нежелательного, наносящего вред.

В отличие от магнитофона, который легко очистить, мозг записывает воспоминания в белок, который останется навсегда. Да, есть место для нового опыта, новых воспоминаний и возможностей. Однако невозможно полностью избавиться от прошлого и “начать все с чистого листа”. Детские травмы и страхи нельзя стереть, они будут доступны в той или иной степени на протяжении жизни.

На поведение человека в стрессовой ситуации влияет его прошлый опыт и решения, которые он принял на основе этого опыта. Эти решения могут быть как ограничивающими (запреты), так и адаптивными (разрешения). Терапия направлена на то, чтобы помочь людям перейти от ограничивающих решений к более адаптивным, улучшая их способность справляться со стрессом.

Рисуем шкалу Разрешение — Запрет. Можно рисовать вариант “Могу — Не Могу”, он подойдёт для большинства случаев. Главная цель терапевта — сделать так, чтобы после терапии человек реже реагировал на сложные ситуации старыми мыслями и форматами поведения. Клиент станет менее уязвим к стрессу, адаптируется.

Стресс

Чем жестче установки поведения, тем сильнее проявляется реакция на стресс. Поэтому человек с жестким сценарием жизни замечает и реагирует на гораздо большее количество стрессов, чем человек с более гибким сценарием.

Здесь мы будем использовать график Стресс — Реакция. Берём диапазон 0-10. Более сильные стрессы обозначаем более высокими цифрами.

Люди ежедневно сталкиваются с сотнями мелких стрессов. Встать с постели, посмотреть в зеркало, поздороваться с супругом или супругой и поесть — примеры легких стрессов первого уровня. Вождение автомобиля, рутинная работа и походы по магазинам могут быть стрессами второго или третьего уровня. Диалог с авторитетным лицом может быть стрессом пятого уровня, развод или смерть близкого человека — седьмого или восьмого, а пытки — десятого. Полный список доступен в отдельной статье.

Два или более стресса, расположенных в непосредственной близости друг от друга, эквивалентны еще большему стрессу. Например, два стресса уровня три могут быть равнозначны уровню пять, две пятерки — уровню семь и т. д. И чем больше запретов, тем больше вероятность того, что человек ответит на легкий стресс неадекватным поведением. В такой ситуации стресс третьего уровня может быть воспринят как значимый.

Пример:
У Ники развелись родители, когда та была еще маленькой. Теперь она боится быть брошенной и остаться одной (сторона запрета). Она остро реагирует на незначительные конфликты в отношениях, опасаясь, что они станут концом всего. То есть стресс второго уровня вызывает у нее реакцию как стресс седьмого уровня.

Терапия: Постепенно Ника понимает, что именно её неудачный опыт мешает ей наслаждаться отношениями, и ему вовсе не обязательно повторяться вновь и вновь. Она работает над пониманием своего стиля привязанности и развитием более здоровых моделей общения. Постепенно она продвигается ближе к стороне разрешения. Незначительные конфликты теперь не вызывают паники и отстранения. Она решает разногласия более спокойно и конструктивно.

Выводы

Забота терапевта помогает клиенту успокоиться в моменте. Но клиент не принимает новых решений. Поэтому он будет возвращаться к прежним моделям поведения при достижении того же уровне стресса, что и раньше. Нужна реконструкция с помощью нового решения, чтобы помочь человеку улучшить хотя бы одну шкалу “Разрешение — Запрет”.

В стрессовой ситуации Ребенок может принять новое решение, получая поддержку от нового Родителя. Если ему становится слишком страшно, он возвращается к старой модели поведения и обращается за одобрением к старому Родителю. Вернется он или нет, зависит от уровня стресса и степени безопасности, комфорта и знакомства с новыми возможностями.

Чем ближе человек к разрешающей стороне шкалы, тем меньше он замечает стресс, тем лучше он с ним справляется, тем больше он укрепляется в своем решении и тем лучше он себя чувствует.

Психология не может “лечить” в традиционном смысле этого слова. Она дает людям навыки, позволяющие жить лучше. Смысл не в том, чтобы стереть прошлое, а в том, чтобы научиться ориентироваться в настоящем, проявляя стойкость и адаптивность. Прогресс — истинное мерило успеха в терапии.

https://t.me/nikitamartinauthor