Почему психология “не работает”
Когда в компании речь заходит о психологии, мы с друзьями порой задаемся вопросом: а существует ли настоящее “лекарство” от эмоциональных и поведенческих проблем? Такое, чтобы сходил на терапию и получил исключительно положительный результат, причем с пожизненной гарантией.
В психологии термин “лечение” вводит в заблуждение. Эмоциональные проблемы сложны, они коренятся в прошлом опыте и привычном поведении. Ожидать полного возвращения к идеальному состоянию без проблем наивно, ведь это недостижимый идеал. В ловушку “восстановления своих прав по рождению” легко попадает как клиент, так и сам психолог. Оба в итоге разочаровываются.
Часто люди ищут именно такой формат — красную таблетку от всего и сразу. И не получая желаемого, говорят, что терапия не работает. В интернете легко найти как удачные, так и плачевные истории о походах к психологу. На деле терапия учит адекватно реагировать на стресс и постепенно менять поведение. Эти цели обсуждаются при заключении первичного контракта, требовать чего-то большего от себя и терапевта бессмысленно.
Ключевые идеи статьи:
Шкала решений-запретов: измеряет, где человек находится между ограничивающим (запрет) и адаптивным (разрешение) поведением.
Уровни стресса: различные уровни стресса могут вызывать различные степени поведенческих реакций.
Поведенческие реакции: То, как человек реагирует на стресс в зависимости от его положения на шкале решений.
Новое решение: терапевтический процесс, в ходе которого люди принимают новые, более здоровые модели поведения и установки.
Разрешить или запретить
из-ле-чи́ть
- сделать здоровым; вылечить.
- избавить, освободить от чего-либо нежелательного, наносящего вред.
В отличие от магнитофона, который легко очистить, мозг записывает воспоминания в белок, который останется навсегда. Да, есть место для нового опыта, новых воспоминаний и возможностей. Однако невозможно полностью избавиться от прошлого и “начать все с чистого листа”. Детские травмы и страхи нельзя стереть, они будут доступны в той или иной степени на протяжении жизни.
На поведение человека в стрессовой ситуации влияет его прошлый опыт и решения, которые он принял на основе этого опыта. Эти решения могут быть как ограничивающими (запреты), так и адаптивными (разрешения). Терапия направлена на то, чтобы помочь людям перейти от ограничивающих решений к более адаптивным, улучшая их способность справляться со стрессом.
Рисуем шкалу Разрешение — Запрет. Можно рисовать вариант “Могу — Не Могу”, он подойдёт для большинства случаев. Главная цель терапевта — сделать так, чтобы после терапии человек реже реагировал на сложные ситуации старыми мыслями и форматами поведения. Клиент станет менее уязвим к стрессу, адаптируется.

Стресс
Чем жестче установки поведения, тем сильнее проявляется реакция на стресс. Поэтому человек с жестким сценарием жизни замечает и реагирует на гораздо большее количество стрессов, чем человек с более гибким сценарием.
Здесь мы будем использовать график Стресс — Реакция. Берём диапазон 0-10. Более сильные стрессы обозначаем более высокими цифрами.

Люди ежедневно сталкиваются с сотнями мелких стрессов. Встать с постели, посмотреть в зеркало, поздороваться с супругом или супругой и поесть — примеры легких стрессов первого уровня. Вождение автомобиля, рутинная работа и походы по магазинам могут быть стрессами второго или третьего уровня. Диалог с авторитетным лицом может быть стрессом пятого уровня, развод или смерть близкого человека — седьмого или восьмого, а пытки — десятого. Полный список доступен в отдельной статье.
Два или более стресса, расположенных в непосредственной близости друг от друга, эквивалентны еще большему стрессу. Например, два стресса уровня три могут быть равнозначны уровню пять, две пятерки — уровню семь и т. д. И чем больше запретов, тем больше вероятность того, что человек ответит на легкий стресс неадекватным поведением. В такой ситуации стресс третьего уровня может быть воспринят как значимый.
Пример:
У Ники развелись родители, когда та была еще маленькой. Теперь она боится быть брошенной и остаться одной (сторона запрета). Она остро реагирует на незначительные конфликты в отношениях, опасаясь, что они станут концом всего. То есть стресс второго уровня вызывает у нее реакцию как стресс седьмого уровня.
Терапия: Постепенно Ника понимает, что именно её неудачный опыт мешает ей наслаждаться отношениями, и ему вовсе не обязательно повторяться вновь и вновь. Она работает над пониманием своего стиля привязанности и развитием более здоровых моделей общения. Постепенно она продвигается ближе к стороне разрешения. Незначительные конфликты теперь не вызывают паники и отстранения. Она решает разногласия более спокойно и конструктивно.

Выводы
Забота терапевта помогает клиенту успокоиться в моменте. Но клиент не принимает новых решений. Поэтому он будет возвращаться к прежним моделям поведения при достижении того же уровне стресса, что и раньше. Нужна реконструкция с помощью нового решения, чтобы помочь человеку улучшить хотя бы одну шкалу “Разрешение — Запрет”.
В стрессовой ситуации Ребенок может принять новое решение, получая поддержку от нового Родителя. Если ему становится слишком страшно, он возвращается к старой модели поведения и обращается за одобрением к старому Родителю. Вернется он или нет, зависит от уровня стресса и степени безопасности, комфорта и знакомства с новыми возможностями.
Чем ближе человек к разрешающей стороне шкалы, тем меньше он замечает стресс, тем лучше он с ним справляется, тем больше он укрепляется в своем решении и тем лучше он себя чувствует.
Психология не может “лечить” в традиционном смысле этого слова. Она дает людям навыки, позволяющие жить лучше. Смысл не в том, чтобы стереть прошлое, а в том, чтобы научиться ориентироваться в настоящем, проявляя стойкость и адаптивность. Прогресс — истинное мерило успеха в терапии.