Ошибаться — хорошо!
В обществе сложилось мнение, что ошибка — нечто негативное. Избежать неудачу любой ценой, иначе двойка в дневнике и крики родителей!
Люди стремятся к идеалу, боятся ошибиться и переживают неудачи на работе как личные провалы. А вот нейробиологи считают, что ошибки помогают обучаться новому. Поиск выхода из тупика помогает мозгу быстрее адаптироваться и развиваться.
В сегодняшней статье изучаем миф о том, что ошибки — это плохо. Смотрим, как просчеты на самом деле помогают людям становиться умнее.
Мозг и неудачи
Ошибки активируют в мозге ряд механизмов, направленных на улучшение и запоминание опыта. Ключевой процесс, который запускается при совершении ошибки, — активация дофаминовой системы. Работает в три шага:
- Когда ошибаемся и осознаем просчет, дофаминовые нейроны реагируют на нестыковку ожидаемого и реального результата. Появляется сигнал, который мозг использует для корректировки действий (1).
- Начинает работать система обратной связи. Сигнал получен, мозг анализирует причины, формирует новые стратегии поведения. Исправление ошибки провоцирует выделение дофамина, создавая приятное ощущение успеха. То есть мозг вознаграждает себя за обучение.
- Дальше подключается гиппокамп, который играет большую роль в закреплении новой информации. Когда человек осознает ошибку и исправляет ее, гиппокамп усиливает значимость, запоминая усвоенный урок (2).
Ошибки обучают быстрее
Работа Роберта Бьорка показала, что обучение через ошибки (errorful learning) помогает людям запоминать информацию надолго (3). В эксперименте ребята, которым разрешалось косячить и анализировать, в будущем демонстрировали более прочное понимание, чем те, кто избегал ошибок.
Другой похожий эксперимент показал, что студенты, которые решали сложные задачи и делали ошибки в процессе, после повторения темы улучшили результаты. Ошибки стимулируют мозг искать новые решения, а сам процесс поиска помогает глубже усваивать материал (4). Человек лучше запоминает ситуации, в которых приходится справляться с трудностями и корректировать поведение.
Ошибка выжившего
Люди фокусируются на историях успеха и видят только тех людей, которым, кажется, удалось избежать ошибок на пути к вершинам. Создается иллюзия, будто достигшие успеха вообще не ошибались. Мы часто смотрим на результат, не осознавая весь проделанный путь.
Пример из истории — Томас Эдисон, который однажды сказал: «Я не терпел неудач. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Изобретение электрической лампочки включало сотни и сотни ошибок, и только через них изобретатель достиг намеченной цели. При этом в массовом сознании остался образ великого гения, человека, который не оступался.
Недопустимые случаи
Есть ситуации, в которых ошибка действительно недопустима. Речь о профессиях с высокой степенью ответственности, таких как нейрохирурги, пилоты, капитаны кораблей и водители. И даже в таких областях обучение через ошибки, хотя и с особыми условиями, играет важную роль.
В медицине активно применяют виртуальные симуляторы для хирургических операций. Также есть тренажеры для пилотов, которые повторяют реальный опыт в условиях, исключающих угрозу. На тренировках специально создают опасные сценарии. Ошибки исправляют и анализируют, что позволяет предотвратить их в реальной работе.
Также есть принцип дублирования. В авиации работа пилота контролируется вторым пилотом, а критические решения обсуждаются в команде. За работой нейрохирурга следит команда медсестер и ассистентов, которые могут заметить возможные ошибки. Это не отменяет человеческий фактор, однако значительно снижает вероятность просчета.
Итак, ошибки — естественный и необходимый элемент обучения. Стремление их избегать, наоборот, ограничивает возможности для роста. Когда мозг исправляет неудачу, он лучше запоминает правильное решение.
1. Schultz, W. (2016). Dopamine reward prediction error coding. Dialogues in Clinical Neuroscience, 18(1), 23-32.
2. Schultz, W., & Dickinson, A. (2000). Neuronal Coding of Prediction Errors. Annual Review of Neuroscience, 23(1), 473-500.
3. Bjork, R. A. (1994). Memory and metamemory considerations in the training of human beings. In J. Metcalfe & A. P. Shimamura (Eds.), Metacognition: Knowing about knowing (pp. 185-205). Cambridge, MA: MIT Press.
4. Kornell, N., Hays, M. J., & Bjork, R. A. (2009). Unsuccessful retrieval attempts enhance subsequent learning. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 35(4), 989-998. DOI: 10.1037/a0015729