Авторский блог Никиты Мартина

Как стать Взрослым, ч.2

Как уже говорилось в первой части, эго-состояние Взрослого находится в здесь и сейчас, в то время как эго-состояния Родителя и Ребенка живут в прошлом.

Диаграмма показывает, как люди избегают состояния “здесь и сейчас”.

Человек чувствует себя плохо то сожалея о прошлом, то отвлекаясь на темы текущих новостей. Он вычеркивает себя из реальности, представляя возможное будущее. Такие чувства считаются невротическими, они не имеют отношения к настоящему. Формируется социальная тревожность.

Один из способов укрепить Взрослого — практиковать пребывание в настоящем времени. Чем больше человек привыкает к настоящему, чем чаще он это делает, тем более привычным становится чувство.

Можно начать вести “Дневник Настоящего”. Человек носит с собой блокнот и занимается повседневными делами. Он может чувствовать себя плохо (злиться, бояться, впадать в депрессию, отчаиваться, испытывать стыд и т. д.), потому что реагирует на что-то в настоящем. Это здоровые чувства Свободного Ребенка.
Каждый раз, когда человек чувствует себя плохо в течение дня, он проверяет, находится ли он в настоящем или вышел из “здесь и сейчас” во времени или месте. Затем записывает наблюдение в дневник. После нескольких дней или недели такой работы можно выявить закономерности.

Признание

Когда человек понимает, что вышел из настоящего, он практикует возвращение в реальность и состояние Взрослого. Делается это одним из двух способов:

Признание фактов.
Человек просто продолжает делать то, что делает, и переносит это в сознание.

“Я сижу в своем черном кресле на работе. Сейчас 13:33, на обед у меня был рис с курицей. Я листаю ленту новостей и вижу всплывающую рекламу средств для похудения. Мой коллега Женя сидит за соседним столом и как раз покупает таблетки для похудения. Я пишу отчет для моего руководителя, в отчете видны нестыковки…”

Человек просто переходит в состояние Взрослого, то есть наблюдает за тем, что находится в текущем окружении, подмечает детали. Некоторым наблюдение дается легко, и они могут так жить в течение длительных периодов времени. Другим будет сложнее поддерживать такое состояние. Они будут часто соскальзывать в иное время или место, возвращаться в какое-то привычное чувство и выпадать из реальности. Ещё раз: чем больше человек находится во Взрослом, тем более привычным становится это состояние. Реальность укрепляется.

Признание чувств.
В приведенном выше примере от человека требовалось находиться только во Взрослом, а Детское состояние игнорировалось. Здесь упражнение заключается в том, чтобы учиться распознавать свои сложные чувства.

“Наблюдаю и записываю в дневник текущее состояние тела с точки зрения ощущений, болезненности, температуры и т. д., начиная с пальцев ног и заканчивая головой”.

“Что заставляет меня чувствовать себя грустным, счастливым, испуганным, сексуальным, злым?”

«Смотрю на таблицу чувств и определяю, что чувствую сейчас, что чувствовал/а за последнюю неделю и в ответ на что».

Требуется сначала войти в свое Детское состояние, а затем понаблюдать за ним из Взрослого состояния. Перенести эти наблюдения в сознание и записать в дневник.

Тем, у кого слабо развит Взрослый упражнение сперва покажется трудным. Однако умение одновременно думать (Взрослый) и чувствовать (Ребенок) — крутой навык, которому важно научиться. Это один из ключевых факторов крепкого Взрослого.
Упражнение на признание состояний Ребенка (2) можно использовать только после того, как человек показал, что может успешно признавать факты Взрослого (1).

Практика осознанности и понимания своих эмоций помогает человеку дольше оставаться в реальности. Это способствует более здоровому психологическому состоянию и снижению тревожности.
https://t.me/nikitamartinauthor

Отправить
Поделиться
Запинить