Как стать Взрослым, ч.1
Чтобы жить долго, хорошо и, желательно, счастливо, человек развивает в себе Взрослое состояние.
Быть Взрослым значит быть настоящим, наблюдать настоящее время. Эго-состояние Взрослого находится в здесь и сейчас, в то время как эго-состояния Родителя и Ребенка живут в прошлом.
Чтобы развить в себе Взрослого, т. е. вырастить состояние четкого понимания окружающей действительности, нужно “протереть линзу восприятия”. Для этого стоит разобрать пару базовых механизмов психики.
Детство
Дети подражают своим родителям. Если родители демонстрируют дефекты Взрослого, дети будут в той или иной степени их повторять.
Если у матери или отца есть собственные проблемы с властью, они будут настраивать ребенка на определенный лад в зависимости от силы своего убеждения. Если мать считает, что женщины должны зависеть от мужчин, она даст дочери установку «не думай». У девочки пострадает развитие функций коры головного мозга.
Отец может быть не уверен в себе и начнет соперничать с сыном. Отец может испугаться того, что сын станет более успешным, чем он сам. Поэтому он бессознательно или вполне осознанно будет подавать отпрыску сигналы «не думай».
Чтобы лучше отследить детские установки, стоит задать себе вопросы: «давали ли мне родители положительные поглаживания за адекватное мышление и решение проблем? Давали отрицательные поглаживания за мышление или не давали вообще?»
Когда я, будучи ребенком, показывал/а матери и отцу свой дневник, как реагировали родители? Как они относились к пятеркам и двойкам?
Насколько высоко родители ценили образование? Было ли важно, чтобы их дети получили хорошее образование и достигли как можно большего, или образование высмеивалось и просто игнорировалось?
Некоторые родители в своем стиле воспитания принижают маленького человека и выплескивают на него свой гнев. Высмеивают внешность ребенка, его спортивные достижения. Акцентируют внимание на неудачах в социальных навыках, музыкальных способностях. Принижают стремление к учебе или мышлению.
Некоторые родители прямо говорят ребенку, что он глупый или идиот. Мальчика, который пытается починить свой велосипед, отец просто отталкивает в сторону. Кричит “ты слишком туп, чтобы отремонтировать такую простую вещь!” и делает всё самостоятельно.
Гиперопека
Очевидный способ задержать в человеке развитие Взрослого — гиперопека. Мать (или отец) не позволяет ребенку развиваться из-за симбиоза, который был сформирован в раннем возрасте. Новорожденный вынужден “использовать” родителей для удовлетворения своих потребностей до тех пор, пока не разовьется сам. В дальнейшем мать или отец привыкают к этому и не позволяют малышу раскачать собственные Родительское и Взрослое состояния. Делается это так:
- Ограничивается социальный мир ребенка. Не позволяют заводить друзей и контакты вне семьи. Могут не пускать в школу, потому что дитя часто “болеет”. У ребенка развивается школьная фобия (отказывается идти в школу). Мать тем временем счастлива, ведь теперь она не одна живет в своем страхе.
- Чрезмерный контакт. Постоянное общение матери с ребенком, длительный уход за ним, чрезмерные ласки. Долгое кормление грудью, сон с матерью в течение длительного времени после младенчества. Подчеркивание особой связи или отношений между ребенком и родителем. Любовь к родителю романтизируется, что приводит к развитию Эдипова комплекса и комплекса Электры.
- Инфантилизация. Родитель обращается с ребенком так, будто тот не вырос и всё ещё в пелёнках. Человека кормят, одевают, купают и моют. Мать одевает 13-летнего сына или наказывает его, укладывая спать после обеда.
- Лишний контроль. Чрезмерная опека или чрезмерное потакание ребенку со стороны матери. В более позднем возрасте родители используют деньги для контроля над подростком.
Все это заставляет человека оставаться ребенком и не развивать компетентное Взрослое состояние. Если он не может думать самостоятельно, приходится продолжать полагаться на мать, чтобы та думала за него.
Человек со слабым Взрослым состоянием становится легкой мишенью для обмана и манипуляций. Он опасен на проезжей части, ему тяжело даётся соблюдение правил дорожного движения. В семейных отношениях он слаб и эмоционален, порой истеричен. Вместо объективного решения проблем и планирования времени выбирает деструктивные способы избегания — пьет и курит, устраивает скандалы. Плохо контролирует финансы, не понимает кредитную систему. Критикует власть/страну/систему/людей вместо осознания собственных тупиков мышления.
О том, как развить в себе Взрослого, читайте во второй части статьи.