Как помирить все семьи в мире, ч.2
Это вторая часть статьи. Чтобы понять, что здесь происходит, прочитайте первую часть.
Глава 3. Различия в воспитании
Замок Социум
В Замке Социум Маша и Леша встречают королевскую семью, которая воспитывает мальчиков и девочек одинаково, используя модель трех состояний. Главные герои выпивают омолаживающий эликсир и снова становятся детьми, чтобы посмотреть на свое поведение под новым углом. Задача ребят — изучить сбалансированные воспитательные стратегии, учитывающие различия и сходства обоих полов.
Задание:
- Что добавить в воспитание мальчика, чтобы он развивал свои эмоциональные способности?
- Как воспитывать девочку, чтобы она чаще опиралась на логику?
Став детьми, Маша и Леша вдруг осознают, что их захлестывают чувства и эмоции. Они забывают всё, чему научились в Армонии и начинают ругаться, спорить и обижаться. Другие девочки и мальчики успокаивают их, и наши герои также внезапно влюбляются друг в друга. Они обнимаются и говорят: “Ты — моя половинка”.
Концепция «моя половинка» предполагает, что партнер должен меня дополнять. Такой взгляд на отношения создает зависимость и ограничивает личное развитие.
Модель «Я и Ты» предлагает более целостный подход, где оба партнера сохраняют свою индивидуальность, при этом уважая и поддерживая друг друга. Для здоровых и гармоничных отношений важно, чтобы оба партнера, независимо от пола, развивали и использовали все три эго-состояния: Родителя, Взрослого и Ребенка. Это позволит каждому из них быть полноценной личностью и поддерживать баланс в отношениях.
Глава 4. Финальная миссия
Горы Фликта
Маша и Леша собрали все знания, настало время применить их в финальной битве. Они доходят до горного хребта, где обитает главный злодей — Конь Фликт. Старый кентавр поломал немало жизней и не собирается останавливаться. Он вечно зол и жаждет власти над всем королевством. Задача ребят — использовать все принципы, которые они узнали, чтобы помочь семье и Армонии разрешить главный спор.
Задание:
- Составьте план действий, используя эмоции и логику.
- Учтите убеждения и культурные особенности участников конфликта.
- Вспомните об особенностях воспитания мальчиков и девочек.
Применим транзактный анализ Берна. В традиционной семье можно увидеть такое разделение ролей: женщина отвечает за состояния Родителя и Ребенка, а мужчина за состояние Взрослого. Такой подход ограничивает и не учитывает полноценного развития личности каждого члена семьи. Вот почему:
А. Если только один партнер берет на себя роль Взрослого, то другой лишается возможности развивать свои рациональные способности.
Б. Появляется дисбаланс в отношениях, где один партнер контролирует и направляет, а другой — подчиняется и приспосабливается.
В. Дети, видя такую модель семьи, могут усвоить, что эмоции и забота — это исключительно женская прерогатива, а рациональное мышление и ответственность — мужская.
Представим семью, в которой оба партнера стремятся к сбалансированным ролям. Ребята активно участвуют в принятии решений (Взрослый), заботятся о членах семьи (Родитель), выражают свои чувства и креативные идеи (Ребенок). Это — идеальный вариант.
И всё-таки, идеал зачастую недостижим. Допустим, Маша и Леша воспитаны традиционным способом. Применяя модель эго-состояний, они могут поддерживать друг друга в разных состояниях. Когда Маша сталкивается с проблемой, Леша помогает ей рационально оценить ситуацию (Взрослый). Маша, в свою очередь, поддерживает Лешу эмоционально, когда он переживает трудные моменты (Родитель и Ребенок).
Конфликт возникает в моментах, когда запрос человека и реакция собеседника не совпадают. Используя модель трёх эго-состояний, мы можем научиться лучше осознавать свои поступки, прислушиваться к сказанному и управлять своим поведением.
Маша и Леша объединяются и побеждают. Семьи королевства собираются вместе, чтобы отпраздновать восстановленный мир и гармонию. Маленькая девочка Лиза, которая придумала всю эту историю, радуется и рассказывает о счастливом финале родителям. Интересно, поймут ли ее мама и папа?
https://t.me/nikitamartinauthor
Источники:
Лимбическая система и эмоциональная обработка:
LeDoux, J. E. (2000). Emotion circuits in the brain. Annual Review of Neuroscience, 23(1), 155-184.
Префронтальная кора и рациональное мышление:
Miller, E. K., & Cohen, J. D. (2001). An integrative theory of prefrontal cortex function. Annual Review of Neuroscience, 24(1), .foot 167-202.
Влияние убеждений на поведение:
Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211.
Психология веры и ее влияние на личные возможности:
Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. W.H. Freeman.
Культурные стереотипы и гендерные роли:
Eagly, A. H., & Wood, W. (2012). Social role theory. Handbook of Theories of Social Psychology, 2, 458-476.
Теория транзактного анализа:
Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. Grove Press.
Взаимодействие лимбической системы и префронтальной коры:
Ochsner, K. N., & Gross, J. J. (2005). The cognitive control of emotion. Trends in Cognitive Sciences, 9(5), 242-249.
Критика модели «моя половинка»:
Aron, A., Aron, E. N., & Smollan, D. (1992). Inclusion of other in the self scale and the structure of interpersonal closeness. .foot Journal of Personality and Social Psychology, 63(4), 596-612.
Модель «Я и Ты»:
Buber, M. (1970). I and Thou. Charles Scribner’s Sons.
Воспитание мальчиков и рациональное мышление:
Fine, C. (2010). Delusions of Gender: How Our Minds, Society, and Neurosexism Create Difference. W. W. Norton & Company.
Воспитание девочек и эмоциональные реакции:
Eliot, L. (2010). Pink Brain, Blue Brain: How Small Differences Grow Into Troublesome Gaps — And What We Can Do About It. .foot Mariner Books.